Впечатления об Altai-Ultra Trail 155к

Денис Бахтинов

Пробежав в прошлом году 105 км по горам великого Алтая, дал себе слово никогда больше не бегать такие дистанции, уж больно сложно оказалось преодолевать такие расстояния по горам. Но, как обычно бывает, через пару дней после АУТ 2016, решение о том, что побегу на следующий год, было однозначным – БЕЖАТЬ!

Хотел бежать также 105 км, но ближе к зиме организаторы ввели новую дистанцию 155 км, состоящую из 3-х этапов с набором высоты более 7000 м. Изначально гонка была командная, для команд-двоек, и я предложил своему другу и вечному сопернику Антону Калашникову, с которым мы бегаем около 10 лет, бежать в команде,  после нового года мы зарегистрировались и начали подготовку к этому сложному забегу. Весной формат гонки поменялся на индивидуальную, и все, кто заявились, стали соперниками или перешли на другую дистанцию.

Подготовка

Бежать 3 дня в среднем по 50 км и с большим набором высоты задача непростая, и как поведет себя организм, было непонятно. В этом году полностью поменял время тренировок на раннее утро: подъем в 5 утра и в 5.30 я выбегал из дома и тренировался около полутора часов. На выходных старался не сбиваться с ритма и тренироваться также с утра, только больше около 3-4 часов. Зимой вместо длительных кроссов бегал по полям на снегоступах. Очень интересное занятие, хорошо тренируется сила ног и выносливость. В начале апреля съездил на соревнования по скайраннингу на Борус, показал для себя неплохой результат, и как прошла зима был доволен, может только ОФП делал не столько сколько хотел. С наступлением весны начал бегать в овраге с палками вверх-вниз, по 3-4 часа, один раз бегал 5 часов, ноги выдерживали такие тренировки, и обходилось без травм. В мае пробежал в Чарышском районе в с. Красный партизан забег на гору Кисличная 20 км, с набором высоты более 1500 м в честь юбилея  Сергея Половинкина. Получился отличный горный забег, который можно использовать в качестве подводящего старта к основным соревнованиям. Надеюсь, забег состоится и на будущий год. Приглашаем всех любителей гор на это столь интересное мероприятие.  Вообще на соревнованиях выступал мало, и ноги были тяжелые от объемов, но за 10 дней до АУТ сбросил нагрузку, немного всхуднул, ноги полегчали, и был доволен, что все пошло почти по плану.

АУТ 2017 дистанция 155 км

Первый этап (67 км, набор 3850 м)

На первом этапе нам предстояло преодолеть 67 км, с набором высоты 3850 м. Старт в 2 часа ночи, конечно, перед стартом никакого сна не получилось. И вот мы понеслись в кромешной тьме преодолевать самый сложный этап гонки.

С первых метров мы с Антоном взяли лидерство и бежали в хорошем темпе, пытаясь сделать задел перед преследующими нас спортсменами. Из знакомых в нашем забеге был только Ренат Жармухамбетов, но он из-за травмы не смог создать нам конкуренции. Перевал «Кузуяк» прошел незаметно, и на первом пункте питания мы отметились, попили компот и побежали дальше. В первый тяжелый подъем мне захотелось спать, я почувствовал слабость, но потом, поднявшись на высоту порядка 2400 м, вроде полегчало, и начался бег по гребню хребта с длинными спусками и тягунами. На второй пункт питания мы прибежали примерно за 4 с небольшим часа, Анатолий Корепанов (начальник дистанции) с девушкой-волонтером не ждали нас так быстро.  Мы отметились, съели по апельсинке и отправились вперед. С погодой нам очень повезло, начался рассвет, не было ветра, тепло и ясно. Белуха со своей снежной шапкой открывалась перед нами во всей красе. Мы бежали над облаком, или это туман, но было очень красиво. К пятому часу бега начался долгий спуск, на котором я стал отставать от Антона, голова постоянно побаливала, видимо из-за отсутствия акклиматизации. Бежать не в своем темпе я не стал, держа в голове еще два трудных этапа впереди. На этом затяжном спуске я встретил волонтера, он  же был передвижным пунктом питания, т. к. не успел дойти до оз. Гульдыайры, на котором должен был располагаться последний пункт питания. Взял у него орехов и побежал дальше. Антона впереди не было видно, и сзади я тоже никого не наблюдал, немного расслабился и на озере Гульдыайры сбился с разметки, не повернув налево,  пробежав немного вперед. Включил навигатор, он не ловил GPS, не стал терять время, побежал обратно, где видел последний раз вешку. И точно, не заметил явный поворот налево и спуск вниз. Дальше был длинный подъем, на вершине которого открывались шикарные виды. По правой стороне стояли, как бы наложенные друг на друга, огромные камни в виде причудливых замков, сделанных природой. Вообще, то, что я там увидел, не описать словами, лучше там побывать! Точно не помню, но вроде было еще несколько таких подъемов и спусков. И в конце дистанции был «бонус» - очень крутой спуск змейкой к реке Такелю, затем небольшой участок мха, по которому бежишь, как по подушке, и просто нереальный подъем по камням вверх, на который ушло очень много времени, но на его вершине открывался фантастический вид на два водопада, тут я не выдержал, достал телефон, пофотографировал, поправил стельки в кроссовках, которые меня к этому времени сильно достали, съеживаясь и не давая нормально бежать.

Я бежал девятый час. Оказалось, что это был последний подъем, и после него открылась долина Ак-кема, начался длинный пологий спуск, на котором я еще немного заплутал, свернув направо вниз, хотя разметка была четкая. Вдалеке увидел человека, мне почему-то показалось, что это Антон, только непонятно, зачем он меня ждет. Подбегая ближе оказалось, что это фотограф Василий.

Он сказал, что осталось совсем немного, около 40 мин. бега, и я очень обрадовался, т.к. настроился еще на часа 2-3. Далее был еще один фотограф Сергей Яскевич, крутой спуск, и оставалось совсем немного до финиша на базе Ак-кем. Первый день закончил со временем 10 часов 44 мин, проиграв Антону около 36 мин, а третьим пришел Евгений Бахирев, проиграв мне всего 11 мин, хотя я уверенно думал, что до ближайшего преследователя не меньше получаса, видимо сильно сбавил темп на второй половине дистанции.

Прибежав, я узнал, что вертолета с нашими вещами еще нет, поел суп, ополоснулся в ручье, сделал небольшую растяжку. Нас разместили на базе в комфортном домике, дали спальники и одеяла. Я лег, но уснуть не смог - ноги сильно гудели. К вечеру стало легче, мы еще поужинали и сходили в баню. Она очень сильно помогла. Посидев в парной, я выходил и стоял пару минут в холодном ручье, и так несколько раз. Ноги обновились, и в часов 11 я уснул. Вертолета так и не было, и непонятно, что будет завтра.

Второй этап (38км, набор 800м)

На второй день формат гонки изменился. Вместо трех радиальных петель предстояло спуститься вниз по реке Ак-кем до Тюнгура. Задача упростилась, не все поддержали это изменение, и два парня и несколько девушек остались, чтобы проделать оригинальный маршрут. Все остальные собрали остатки гелей, лично у меня их было предостаточно, я их взял запасом, раздал лишнее товарищам, и в 11 часов дня был дан старт второго этапа. Я с собой взял плеер с музыкой и на старте одел наушники одел мокрые кроссовки убрав из них стельки, т.к. они съеживаются и навеселе, зная, что бежать всего часа четыре, пустился догонять Антона, который как сумасшедший ушел с самого старта. На 45 й минуте бега я спросил у туристов, какое отставание, они сказали около 7 ми! минут. Я не расстроился и в хорошем настроении бежал вниз по корням. По ходу дистанции, подбегая к перевалу «Кузуяк», я приблизился к Антону, отставание порядка 2 х-3 х минут. Организаторы выслали человека с гелями, и перед перевалом он раздавал гели «Powerup», я их до этого не пробовал, и они оказались вкуснее и приятнее, чем мои. На перевале закончилась вода, и стало тяжеловато, было жарко. Выйдя на прямой участок, я видел спину лидера, но не стал дергаться, смысла в этом особого не видел. Выбежав на грунтовку, встретил туристов парня с девушкой, они мне дали попить кваску, я оживился и спокойно добежал вторым с 4 х минутным проигрышем. Было очень радостно вернуться обратно в Тюнгур! Нас покормили организаторы вкусным супом, затем сходили в баню по старой схеме (из бани в Катунь). Состояние было хорошее, ноги болели, но терпимо. Ночью поспал мало, в 3.30 подъем.

Третий этап (50км, набор 2400м)

В третий день предстояло пробежать дистанцию в 50 км с хорошим набором высоты, вместе с сотней участников, которые бежали только в этот день. Нас доставили на «шишигах» до места старта, и ровно в шесть мы понеслись. Антон в своем стиле улетел вперед с лидерами, я взял свой темп, оглядываясь и контролируя Евгения Бахирева, который шел третьим, мне ему нужно было не проиграть час. Дистанция интересная, и очень грязная, по сравнению с первыми двумя днями. Описывать в подробностях ее не буду, надеюсь, что это сделают другие участники забега. В первый подъем я еле плелся, меня обогнали где-то 5 человек, среди них был одноклубник Саша Чернявский. Я был очень рад за него, что он идет в таком хорошем темпе и что в клубе появился сильный бегун, с которым можно соревноваться. Он потихоньку уходил в туман, и я мысленно с ним попрощался до финиша. Но, на верхушке перед вторым пунктом питания, я его догнал, и мы за разговором начали длинный спуск. Я вцепился за Саню зубами и думал лишь бы не остаться одному со своими мыслями, как мне уже плохо и т.п. На спуске мы обогнали одного соперника и догнали Егора Мухортого. Оказалось, что он тоже из Барнаула, учится в педагогическом университете и работает гидом здесь, у Белухи, и в долине Актру. Я думал знаю всех Барнаульцев любителей побегать по горам, оказывается нет. Так я встал за Егором и за Сашей, в их воздушный карман, и, не поднимая головы, бежал. За километров 10 до пункта на Елани меня стало тошнить от гелей, до этого такого никогда не было, вообще в этот день я съел очень мало, организм уже не принимал химию. Спасли орешки, которые выдали на втором КП. В этом году организаторы сделали табличку – «5 км до Елани», это нас взбодрило, и мы стали набирать темп, тошнота спала. Именно в этом месте в том году, бежав 105 км, я перешел на шаг. В этот раз терпел, говоря себе, что скоро все закончится! На КП Елань я выпил колы, съел апельсин, и мы пустились преодолеть последние 12 км по прямой. Впереди мы увидели 2 х соперников. Сразу появился азарт, нашлись силы, и мы бежали по 4.30-4.20 на км, они не оглядывались и были удивлены нашему появлению и  прыти. Но вся наша прыть пропала после моста через Кучерлу, темп упал, но через 3 км был долгожданный финиш. Спускаясь по грунтовке на финиш, захватывало дух, даже не верилось, что все позади, и еще я стал вторым! Время второго дня 6 ч. 44 мин, это 5-6 время среди всех участников на 50 км. Прибежав, я поплелся в палатку. Антона там не было, он сидел в одежде в Катуни, я присоединился к нему, сев рядом. В холодной воде я не чувствовал холода, так мы просидели минут 10-15, в блаженном состоянии.

Итоги, поздравления и выводы

Итог гонки – 2 место с общим временем 21 часа 34 минуты, суммарное отставание от лидера Антона Калашникова 52 минуты.

Искренне рад за Антоху, что он так прекрасно проводит этот год, избавившись от травм и прочих неприятностей, это заслуженная победа. Дальнейших успехов тебе! Надеюсь, что на следующий год мы также вместе поедем на АУТ 2018! Поздравляю Евгения Бахирева с 3 местом, отличного, веселого человека, у которого на второй день гонки был День рождения! Который до последнего не давал мне расслабиться, дыша мне в спину.

Также меня не перестают удивлять братья Сергей и Николай Половинкины, Александр Богумил и другие возрастные члены нашего клуба,  которые, несмотря на солидный возраст, бегут по 105-155 км! Вот это настоящая фантастика!

Ну и конечно же сердечно поздравляю с победой на 105 км дистанции Эдуарда Болтовского! Этот финиш я не забуду никогда!

Поздравляю организаторов гонки, в этом году вы значительно выросли в массовости, в качестве разметки и в ходе общей организации. Вы нашли отличное решение, как продолжить гонку на 155 км без вертолета. Все, что ни делается, все к лучшему! Желаю дальнейшего роста, чтобы с каждым годом гонка была интересней и масштабней!

Конечно же, поздравляю весь клуб «Восток», который безоговорочно занял первое командное место!  У многих получилось пробежать в этом году и значительно улучшить время по сравнению с предыдущим, преодолеть впервые 105 км, 50 км, 30 км. За этим стоит большая работа, молодцы ребята!

В этом году я решил бежать с палками. Однозначного вывода, нужны они или нет, я не сделал, они помогают идти в подъем, но насчет того, что они добавляют скорости, я не уверен. По прямой и на спусках они бесполезны, наверное, все-таки это дело индивидуальное. Думаю, что можно спокойно обходиться и без них.

Питание одними гелями и батончиками в затяжных гонках, особенно многодневных, сильно надоедает, лучше подумать о какой-нибудь альтернативе.

У кроссовок Salomon speedcross 3 в мокром состоянии съеживаются стельки, поэтому кроссовки нужны другие.

Чисто психологически гонка в три дня на 155 км далась легче, чем в том году 105 км. Я не переходил той грани, когда становится совсем невыносимо. А может просто психологически и физически вырос за год. Надеюсь, в следующем году все будет хорошо, и мы опять все встретимся на АУТ 2018!