Забеги на горы Кисличная и Бабырган

Эдуард Болтовский

Пробежав трейловский забег на г. Кисличная, а через неделю на г. Бабырган, я решил провести параллель между этими забегами.

Хочу сказать слова благодарности Богумилу А. А. за то что он придумал, организовал и провёл вместе с Половинкиным С. М. забег на г. Кисличная. Тем самым поддержал и заслуженно оценил Сергей Михайловича – очень доброго, отзывчивого, широкой души человека и настоящего спортсмена в разных видах спорта. Трейл произвёл неизгладимое впечатление на школьников села Красный Партизан, послужив мощным толчком для занятий таким массовым, интересным и доступным видом спорта. В результате трейл получился крутым в прямом и переносном смысле. Это отличная горная и психологическая подготовка к основному старту на Алтай Ультра-Трейле. Забег на г. Кисличную позволил мне проверить готовность к горным соревнованиям. Этот забег выявил недостатки в силовой подготовке к Ультра-Трейлу, особенно слабые передние мышцы бедра, которые нагружаются на длительных подъемах и крутых спусках, а на г. Кисличной их было предостаточно.

В Красный партизан мы прибыли в три часа дня. По дороге поразила своей необычной красотой и масштабностью холмистая местность, по которой проходила дорога. В селе нас радужно встретил Сергей Михайлович, и мы расположились в домиках, которые любезно предоставил на время нашего пребывания, брат Сергея Половикина – Константин Михайлович. Нас ждал обеденный стол с вкусными пирожками, борщом и компотом.

Было разумно и уместно предложение Богумила А. А. – осмотреть трассу от стадиона до начала крутого подъема, уходящего в лог. Пробежав три километра, вернулись обратно. Отметили, что трасса была хорошо отмечена флажками,  которые стояли в пределах видимости чтобы не ошибиться, а каждый километр был пронумерован.

Перед сном Сергей Михайлович позаботился о нашем комфорте – затопил печь, в помещение стало очень тепло и уютно. На ночлег мы расположились, так что я спал рядом с Осокиным Ю. А. Не могли долго заснуть, не спал и Богумил А. А. , вместе с ним мы пытались побороть бессонницу «глицином», но он как назло не действовал. Пока не спали, заговорили с Юрием Анатольевичем о невидимом мире, который нас окружает. Он рассказал о случае, который произошёл в Барнауле. А я вспомнил, как попал в мощную геопатогенную зону, когда служил в Амурской области в г. Завитинске…

Выбрал темп своего забега на г. Кисличная, очень медленный, специально не форсировал начало старта. Зная как на старте взвинчивают скорость забега, поэтому сознательно старался хотя бы километр или полтора км. притормаживать свой темп бега. Бежал на пульсе 130-135уд.мин.Первый км., получился 5мин, второй км.,4.58мин.это позволило плавно включится в работу, затем выйти на свой рабочий темп на сколько организм готов к данной беговой работе это мне позволила через 2600м. обойти тройку лидеров Егора Ковальчука, Дениса Бахтинова и Николая  Жирнова на первом затяжном подъеме довольно далеко оторвался от преследования. Но на первом затяжном спуске после ручья ко мне подтянулся Денис я это предполагал потому, что еще по Альтай Ультра-Трейлу знал что он очень быстро бежит спуски. В итоге бежал на среднем пульсе 148уд.мин., а максимальный 164уд.мин. Интересно было посмотреть как пробежит Егор Ковальчук после двух тяжелых соревновательных забега с очень коротким промежутком времени восстановления. Меня очень удивило когда Егор со старта рванул как будто у него впереди 800 или 1500м. на стадионе а не 20 км. в гору. Кубок Половинкина это теперь для нас проверка готовности к горному бегу, а то что он состоится на следующий год, не сомневаюсь. А чтобы хорошо его бежать на фоне большой нагрузки надо правильно восстанавливаться и грамотно подводится к соревнованиям, а этого Егору явно  не хватало. И мне кажется, он недооценил уровень подготовки участников КЛБ «Восток».

Я на дистанции решал несколько задач, например, апробирование спортивного питания на дистанции, а именно энергетического геля и изотоников. По снаряжению проверил кроссовки, т. к. это у спортсменов больная тема. Честно хочу признаться, что на забеге хотел побороться с Бахтиновым Денисом, потому что знал, что он хорошо готов и имеет большое преимущество в возрасте. Но побороться с ним я смог только на первой половине дистанции, где я мог удерживать лидирующее положение. На обратном пути, как только прошли скалы под вершиной он как будто включил 5-ую скорость и ушел от меня как от стоящего на месте. Этот момент выявил еще один недостаток - не умею бежать с горы быстро. Одним из факторов является возраст, но все равно думаю,  можно бежать быстрее, если тренировать координацию движения на затяжных спусках. Страха перед спусками у меня  нет, но при этом быстро скатываться не получается, возникает ощущение, что врезаешься в землю когда притормаживаешь во время бега на  спуске.   Акцент я делал на питание, а не на воду. Утром я выпил чаю, съел два геля и один взял с собой, но на дистанции он мне не пригодился. Перед забегом выпил изотоник. А вот  по воде я ошибся в отличии от Бахтинова Дениса который взял с собой пояс с двумя  емкостью воды и правильно сделал. Опять я понадеялся на подпитку водой на дистанции, но нужно всегда учитывать – если пробег организуется впервые, то по питанию нужно полагаться только на себя. Когда мы к ручью подбежали,  ребята контролеры стояли. По  неопытности они воду не предлагали. И на пяти километрах я уже «заголодал водой»! Спасло то, что вдоль беговой дорожки бежал ручей. Пришлось останавливаться несколько раз, теряя на этом время, а Денис в этот момент меня обгонял так мы с ним менялись местами продвигаясь вперед, иногда переходя на шаг. В одном месте, где я бежал по дорожке, вспугнул лошадей они как обычно это делают сгруппировались и побежали от меня и здесь я увидел отделившегося, как сразу понял жеребца, который сначала остановился, внимательно на меня посмотрел, а потом побежал на меня решив, что я претендую на его кобыл. А  мне нужна только свободная беговая дорожка, а его кобылы даром не нужны. Пришлось на него громко покричать, чтобы он развернулся и убежал за своими кобылами, а я продолжил бег не сбавляя темпа. На вершине была хорошая подпитка фруктами, но «Карачинская» вода с большим содержанием солей жажду не утолила, а только усилила. При длительных забегах организм теряет больше воды, а не соли. И по моим ощущениям, в трейловом беге соли  необходимо пополнять после  50 км. И то это под вопросом. На Алтай Ультра Трейле солевые таблетки не принимал не знаю даже как они выглядят, а регидрон  пил немного только потому, что так надо, а нужно  ли это моему организму не знаю. Всё зависит от состояния организма. Меня спасло то, что на обратном пути у родника я  у ребят попросил воды и они оперативно её дали в пластиковой бутылке с которой я бежал и пил пока вся вода не закончилась, это меня спасло от обезвоживания.

Денис Бахтинов бежал с большим запасом и как в шахматах разложил силы, оставив их на вторую половину дистанции, где шутя от всех убежал. После финиша он сказал, что через несколько минут был готов снова бежать 20 км. Надеюсь, что Денис хорошо себя проявит на 155 км ультра-трейле через месяц.

Хотел отметить - какой замечательный обед ждал участников после забега! Суп очень вкусный и наваристый да еще и окрошка, это для нас заботливо приготовил сын Сергея Михайловича Александр. Мы со Скориковым Д.Я. съели по 5 чашек, все никак не могли «на естись». Суп остался еще и на второй день только по одной причине, что его сварили много, заботясь, чтобы никто не оказался голодным. Спасибо семье Половинкиных за суп и окрошку!

Скайраннинг на г. Бабырган

Мы с Игорем Беличем выехали на бабырганский пробег поздно вечером. Подъезжая г Горно-Алтайску, свернули направо через мост к с. Платово и дальше к озеру. С автотрассы г. Бабырган неприметная гора, если приглядеться внимательно к вершине. На что я сразу обратил внимание по приезду, как будто лежит человек лицом верх и смотрит в небо, есть у него и лоб и брови и рот с подбородком. Неприметная с трассы вершина, но в этом есть и особенность, потому, что когда попадаешь на вершину, глаз не оторвешь от открывающегося пейзажа необыкновенной красоты. Кто-то предусмотрительно, на штырях, намертво закрепил металлический ящик и заботливо оставил тетрадку с ручкой, что бы те, кто оказался на вершине, поделились впечатлениями об удивительной красоте катунской равнины, на фоне предгорий Алтая, о необычной красоте скальных колонн на вершине, где облюбовали себе гнездовья  соколы. На вершине растёт кедр, чуть ниже пихта, рябина и берёза. Когда идёшь по тропинке, местами попадается папоротник  семейства орляк. Скрученный стебель молодых побегов, говорит о его съедобности. Очень вкусный, обжаренный на сковородке. Есть удивительное место, как будто из земли торчит человеческая рука из камня.

Забег проводил председатель Алтайской краевой федерации альпинизма Дмитрий Гребенников, который, как мне кажется, выбрал удачное время для проведения забега, т. к. у многих участников впереди предстоят основные старты. У КЛБ «Восток», например, Алтай Ультра-Трейл. Поэтому трейл на Бабырган – это отличная скоростно-силовая подготовка к предстоящим стартам. На дистанции судил Иван Пустовойтов, сына члена КЛБ "Восток" Михаила Пустовойтова. Когда-то Иван бегал за наш Клуб в Уймонской эстафете. Имея опыт в таких забегах, он знал, как тяжело психологически бежать с плохой разметкой. Поэтому постарался тщательно подготовить трассу.

Участие в забеге на г. Бабырган, когда еще ноги не отошли от предыдущего забега, использование  беговых палочек еще раз наглядно подтвердило, что работа с ними в гору разгружает ноги больше чем на 50%. После 2-х этапов на Бабыргане ноги не болели, как будто и не было соревновательной горной нагрузки.

Старт вертикального километра 26 мая в 11 часов. Заявилось 32 человека. Беру с собой палочки, не сомневаясь в том, что они здорово помогут. Перед стартом сомнения – то ли брать с собой воду, то ли нет. После г. Кисличная боюсь «заголодать водой». В последней момент, беру с собой пластиковый пузырёк 250 мл. воды. Засовываю за пояс. Стартую очень, очень медленно. В этом году у меня это самый медленный старт. Бежится, конечно, легче чем на Кисличную и палочки выручают, разгружая ноги. Да и сама дистанция по перепаду высот и крутизны во много раз легче. Самый быстрый - первый километр 5.17. самый медленный – третий - 11.38. Дистанция 4км 240м. Максимальный пульс на дистанции – 159 уд.м., средний 150. По часам GPS финиш на высоте 939 н. у. м. После забега посетили вершину, полюбовались местной красотой вершины и долины. Общаясь с ребятами, в основном из Барнаула, выяснилось, что они не знают о КЛБ «Восток», которому скоро исполнится 30 лет. И не знают, что у клуба есть свой сайт.

На следующий день гонка. Старт в 10.00 часов. Вышло 18 человек (один сошел). Бегу с палочками, опять подстраховываюсь, беру 225 мл. воды. Бежать тяжелее, чувствую фон вчерашней нагрузки. И сегодня пожарче день. Оба этих фактора очень влияют на результат. Бегу медленнее, чем вчера. Самый быстрый первый км. – 5.22, самый медленный – 12.15. максимальный пульс 166, средний 151, высота 966 н.у.м. На финише вертикального км. Результат на 1.47 больше, чем вчера. На дистанции проверил кроссовки с мягкой подошвой, для Ультра Трейла они не подойдут т. к. стёрли подошву левой ноги. На обеих дистанциях можно обходиться без воды, тем более на гонке, на вершине была подпитка водой и бананами.

Бабырганское озеро очень тёплое даже в ранние утренние часы. Много рыбаков плавает на лодках. Там водиться щука, окунь, карп. Дно – земляной грунт. У берега скальная плитка. Глубина озера 8 метров, озеро питается подземными родниками. Поздно вечером видел крупное животное плывущее к берегу. Осветил фонариком. Не опознал. Оно быстро исчезло с поля зрения, подумал, что выдра. Днем летала птица. Спрашивал у местных отдыхающих сказали, что это белая чайка. Но, внешне она была серого цвета, больше похожая на аиста только меньше размером.

Количество участников по сравнению с прошлым годом (2016г-41уч.), увеличилось на 11человек (2017г.-52уч.).С Дмитрием Гребенниковым перед отъездом пообщались. У меня было предложение добавить или продолжить этап гонки не возвращаться обратно, а продолжить гонку по замкнутому кругу тем более с той стороны два ручья уже будет проще организовать подпитку водой. Хотя, понимаю, что организовывать соревнование дело хлопотное, нужно много помощников - волонтеров. Получится интересный забег если его провести вокруг озера т.к. свещенная г.Бабырган неразрывно связано с озером.

Встретил на пробеге знакомых, земля то круглая, Мухаметжанова Бектжана с которым когда то ходили на занятия по Соционике. Он в свои 47лет, бегая один раз в неделю, отлично пробежал забеги - 6 и 4 место.

Еще о трейле на Бабырган можно почитать здесь: http://www.altaisport.ru/news/38807/