Отчёт о гонке Altai Ultra-Trail 105 км Романа Галкина

Из всех отчётов о любой прошедшей гонке будет лишь один отчёт, описывающий то, что позволило пройти её достойно и остаться довольным – это отчёт победителя. Все остальные отчёты в той или степени будут посвящены тому, что пошло не так или что не получилось. По-моему, это закономерно. Лично мне в любом отчёте интересны не только детали, нюансы технического характера, но и психологическая составляющая. В первую очередь это касается длительных гонок – не менее 12 часов.

Сам я прежде не писал отчётов, да и повода не было. За 3,5 года моего бегового стажа в активе почти 20 полумарафонов, 3 марафона – ничего особенного, писать в общем-то было не о чем. Но в июле этого года состоялась гонка, о которой я хочу написать отчёт. Точнее не о самой гонке, а о моём участии в ней. Это Алтай Ультра-Трейл 15-17 июля 2016 г. Участникам предлагалось три дистанции: 30, 50 и 100 км. Старт/финиш в с. Тюнгур, более 900 км от Новосибирска. Опыта участия в трейлранинговых гонках у меня не было, если не считать забег на 21,1 км в апреле 2016 г. в Томске. Назывался он «Трейл №1». Три круга по 7 км, общий набор высоты 810 м. Бесконечные горки, грязь, снег, разрывающиеся лёгкие и гири на ногах… Удовольствия получил хоть отбавляй и, честно говоря, мне очень понравилось. Устал я, конечно, сильно и осознал необходимость включения в программу подготовки силовые упражнения – на ноги, спину, пресс. Одной лишь беговой составляющей мало, какие бы объёмы это не были. Месяцем раннее, в марте 2016 года, я пробежал XII Байкальский Ледовый Марафон. По словам организаторов это был самый сложный забег из всех 12 прошедших – погода не пошла нам навстречу и пришлось «наслаждаться» почти всю дистанцию ветром с порывами до 25 м/с при температуре -16 градусов и снежной целиной под ногами.

Вспоминая полученные удовольствия на этих двух гонках, я решил, что 50 км мне будет вполне достаточно для того, чтобы хорошо провести время в горах, насладиться видами и вдоволь набегаться. На эту дистанцию я и зарегистрировался, о чем сразу же поделился с Богумилом Александром (Председателем КЛБ «Восток» - я являюсь членом клуба «Восток»). Он меня поздравил и сказал, что сам он идёт на сотку, но не один. Из Клуба будет несколько человек. В общем, на следующий день я перерегистрировался на 100 км. Опущу подробности принятия данного решения (целью отчёта являются иные задачи) и перейду к самой гонке. Но начну с подготовки к ней. В первую очередь, для меня очень важны советы, полученные от Александра Богумила. С самого первого дня нашего знакомства я впитываю словно губка всё, чем готов делиться Александр. А делится он всем своим опытом, помогает настроиться психологически, поддерживает в различные моменты жизни. Получил я и рекомендации по подготовке к ультра-трейлу на 100 км.

Скажу кратко, что ничем, кроме бега я не занимался – ни СБУ, ни силовой, ни растяжки… Просто бегал. Я считал, что бегового объёма вполне достаточно. С января по июнь набегал 1731 км, апрель – 348, май - 397, июнь - 236. В июне на 4 дня съездил на Семинский перевал. Целью было побыть в горах, побегать в подъёмы и спуски, потренироваться на высоте (база располагается на высоте 1780 м над уровнем моря). Бег утром и вечером, поход на г. Сарлык (h= 2507 м). Бегал с рюкзаком, палками, водой. В рюкзак для веса добавлял ещё различные предметы.

В Тюнгур приехали вечером 14 июля, расположились на поляне в палаточном городке. На следующий день утром была лёгкая пробежка на 10 км. Изучили дороги, идущие со старта и они же ведущие к финишу. Вечером состоялся брифинг, дали информацию по всем трём гонкам. Дистанцию на 100 км увеличили на 105 км, изменив несколько маршрут.

Старт назначали на 4 утра. Вечером уже начал волноваться и встав по будильнику в 3 часа ночи, я не могу с уверенностью сказать спал я или нет. По палатке всю ночь стучал дождь, на улице была кромешная темнота, холод. Умывался на улице водой, в которой руки после нескольких секунд просто не двигались от холода. В голове было очень много различных мыслей, производных от одной основной: - «Зачем мне всё это надо???». Но развиться я им не дал, сосредоточился на подготовке к старту. Намазал вазелином все места, которые регулярно натираю при длительном беге. Оделся. Вся экипировка была приготовлена с вечера. Примерно за 10 минут до старта пришёл на стартовую поляну. Предстартовое волнение еле помещалось внутри меня, был словно в каком-то дурмане. Пульс не меньше 110 уд/мин. Слегка колбасило. В общем, был полностью готов к началу гонки.

На что я ориентировался перед гонкой? Исходя из предполагаемого маршрута, решил, что должен уложиться в 18-20 часов. Думал, что до перевала Кара-Тюрек часов за 10 доберусь (примерно половина пути, высота перевала 3100 м.), а потом всё время под гору, по горным тропкам добегу за 8 часов. Полюбуюсь видами, надышусь горным воздухом, подумаю обо всём том, о чём не хватает времени подумать в обычной жизни… Т.е., план на гонку: дотерпеть до верхней точки, а потом вниз, по ходу питаясь гелями и батонами каждый час, запивая водой из ручьёв и горных речек, разводя в ней таблетки изотоника… На пунктах питания еда и чай. К полуночи рассчитывал вытянуть уставшие ноги в палатке. Таков был план.

Экипировка: часы Polar V800 с загруженным треком гонки, кроссы Salomon Speedcross, рюкзак Salomon Skin Pro 10 с гидратором, треккинговые палки 3-х секционные, всё обязательное по списку организаторов. Гелей и батонов взял 24 и 6 штук соответственно.

Со старта решил бежать за Козырем Михаилом и Красноусовым Виктором (1 и 2 места соответственно в итоге). Задача была продержаться сколько смогу, без насилия над собой. Мне просто хотелось посмотреть, почувствовать, как бегут опытные трейлраннеры. Бежали в темноте, с фонариками на голове. Вскоре темнота стала отступать, забрезжил рассвет. Бежали по полевой дороге, вокруг предрассветный туман, тишина… Праздник души и тела! Но вскоре показательное выступление и смотрины закончились. Примерно через час совместного бега на первом подъёме в перевал я понял, что такой темп не для меня и стал отставать. Через несколько минут мои кроссовки уже были похожи на две грязевые кучи, которые я с трудом отрывал от земли. А подъём становился всё круче и круче, идти становилось всё трудней. Вскоре меня прошли почти все представители клуба «Восток». Первым «пролетел» Эдуард Болтовский, которого я считал одним из претендентов на победу. Про себя подумал, что на равнине и спусках мне будет легче, смогу хоть немного отыграть. На первый КП «Три берёзы» прибежал в первой половине участников. Съел апельсинку, выпил регидрончику и побежал дальше. На КП пробыл не больше минуты. До следующего КП примерно 25 км. Поля и луга закончились, начали лесные тропы с торчащими корнями, участки вдоль реки. «Прижимы». С одной стороны каменная отсыпь, с другой бурлящая река. Накрапывал дождик, было сыро, но не холодно. От постоянного движения мерзнуть не приходилось. По тропам в лесу иногда бежал, иногда шёл шагом. Местами бежать было просто невозможно. В одном месте уткнулся в бурную речку, преградившую путь. Шириной метров пять, в качестве переправы одно бревно. Мокрое, скользкое. Внизу большие камни. Падать нельзя – вариантов выжить не много. Посмотрел выше по руслу, ниже - мостиков с перилами нет, волонтёров, переводящих под локоток на другой берег тоже не увидел. Объявлений на деревьях об отмене гонки по причине внезапно образовавшейся водной преграды тоже не нашёл. По всем признакам выходило, что нужно двигаться дальше, и альтернативы мокрому бревну нет. В итоге 5 метров этой 105 км гонки я преодолел ползком, на животе, обхватив дерево руками. Потерял минут 10-15 на переправе. Это был один из двух самых страшных для меня моментов гонки. Дальше был долгий путь по лесу с постепенным набором высоты. Начали попадаться туристы под огромными рюкзаками. Беспрерывно моросил дождь. К КП «Высотник» (45-й км) я подбегал. На пункте с огромным удовольствием проглотил тарелку борща, апельсинку, сунул в карман выданный пакетик сухофруктов (вспомнил о нём через 5-6 часов) и побежал дальше. Впереди была отметка у церковки и последующий подъём на перевал Кара-Тюрек (h= 3100м, 50 км). Вдоль Аккемского озера я бежал почти всё время на пути к церковке. Туристы стояли по ходу, возле палаток и хлопали. Честно говоря, эмоции переполняли. Хлопали МНЕ! У меня позади почти 50 км пути, я ещё могу бежать и у меня полно сил. Почти полно. Меня переполняло эмоциями от всего происходящего, от получаемого удовольствия. Горы вокруг, Белуха вот-вот предстанет во всей красе. Подбегая к церковке, увидел бегущих навстречу участников гонки. Зрительно сделал отсечку места встречи, чтобы на обратном пути определить временное отставание. Забегая вперёд скажу, что отставание на тот момент было 30-40 минут. Но на финише я этим людям проиграл 6-7 часов. Т.е. на первой половине гонки 30-40 минут, на второй 6-7 часов!

Чтобы подобраться к церковке нужно было преодолеть курумник. Размеры некоторых камней были с небольшой дачный домик, очень много высотой 1-2-3 метра. На камнях я потерял много времени, т.к. навыка преодоления подобных участков у меня не было. Отметился, вернулся к метеостанции, от которой фактически начинался подъём на перевал. Высота 2000 над уровнем моря. Предстояло забраться на высоту более 3000 м. По мере набора высоты подниматься становилось всё трудней. Примерно после высоты 2500 м. исчезла всякая растительность, только камни. Чем выше, тем марсианистее становился пейзаж. И становилось всё холодней. Поднимался я с палками, периодически останавливаясь и облокотившись на них, пытаясь надышаться и отдохнуть. К вершине я подошёл со скоростью 45 мин/км! Быстрее не мог. На вершине перевала лежал снег, дул жутко холодный ветер, но было чертовски красиво! Вид с перевала завораживал. Я стал спускаться по тропе. Навстречу попадались конные группы туристов, ползущих на лошадях вверх.

Кстати, хочу отметить, что до этого места и после, до самого окончания гонки у меня ни разу не было момента, когда бы я потерял направление движения или сбился бы с пути. Я спокойно читал все указатели и всегда знал, куда двигаться. Я считаю, что в этом мне пригодилось моё ориентировочное прошлое (я КМС по спортивному ориентированию). Кроме самой разметки, ещё и работала интуиция – выбирал верное направление. Иногда даже ловил себя на мысли, что не я следую по разметке, а она следует вместе со мной.

На перевале я был спустя 12 часов после старта. Путь вниз должен быть легче, но я стал сомневаться, что смогу уложиться в 20 часов. Решил, что подъёмы мне дались тяжело, но вниз разгонюсь и постараюсь выбрать потерянное время. Я всё ещё продолжал верить, что впереди меня ждут гладкие тропы в горных долинах, на которых я смогу бежать. Не быстро, но бежать. Но реальность оказалась совершенно иной. К тому моменту, когда можно было бежать (через 40 км) я не мог этого делать физически. У меня практически не было ног. Вторая половина пути далась мне за 14 с лишним часов. Впереди был бесконечный спуск по лесной конной тропе к Кучерлинскому озеру, на котором был КП. Добрался я к нему примерно к 19 часам, т.е. я был в пути уже 15 часов. Это был 67-й км. К тому моменту я уже сильно устал, но больше не физически, а морально от нудного подхода к этому КП, длившемуся почти 3 часа. На КП я решил сменить носки и вытряхнуть набившийся в кроссовки мусор. Это было очень большой ошибкой. Сама идея была классной, но её исполнение хуже некуда. Носки я надел сухие, но совершенно не подходящие для стоящих перед ними задач. Они были очень тоненькие, для лёгких пробежек в жаркую погоду. Надеть кроссовки на ноги оказалось не просто. От частых бродов, грязи, дождя ноги в кроссовках находились большую часть времени в мокрой среде. Подкрепившись, отправился в путь в компании ещё двух участников гонки – Дмитрием Рыбиным, моим одноклубником из Барнаула и Олегом Силкиным из Екатеринбурга. До следующего КП «Елань» почти 30 км. На выходе с КП «Кучерлинское озеро» я был почти в порядке, уставший, но силы ещё были. Я не испытывал никаких страданий, не было желания встать и не вставать, не было ничего, что мешало бы мне двигаться дальше. Надвигающие сумерки и ночь не вселяли в меня никакого страха и пугающей неизвестности. Я много времени прожил в лесу, не один месяц – сказывалось и спортивное детство и служба в армии.

Шли мы пешком по тропе в темноте, преодолевая бесконечные броды, грязь, корни… Примерно к 75-му км я понял, что начинается самое интересное. Мне хотелось присесть на пенёчек, прилечь, отдохнуть и делать это как можно чаще. Вскоре я стал думать, что ничего страшного не будет в том, если я попрошусь в очередную палатку (а они иногда встречались на полянах по ходу движения) и посплю всего лишь один часик. Всего час! И отдохнувший помчусь дальше. Но это было в голове, а в реальности было бесконечное движение по ночному лесу в компании товарищей. Раз в час мы устраивали короткий привал, скорость упала до 2,5 км/час. После 80км пути я уже не мог наступать на ноги. Каждый шаг приносил мне жуткую боль. От бесконечной мокрой бани в кроссовках, тонких носок, мусора, мелких камешек моим ногам пришёл конец. Мне становилось дурно, когда я пытался представить, как выглядят мои ступни. Мы шли по тропе в кромешной тьме, освещая путь впереди себя налобными фонариками. Слева шумела река Кучерла. В какой-то момент я повернул голову, желая посмотреть по сторонам. От увиденного мне сразу стало дурно и я повалился на бок. Но не упал, а просто правым боком облокотился о стену. Слева от тропы в нескольких сантиметрах был обрыв, и в пяти метрах внизу грохотала река Кучерла. Бешенная и шумная, дикая, горная, белая. Один шаг в сторону и всё! У меня заныл живот, мне стало очень страшно. Второй раз за гонку. Но кроме как идти вперёд, ничего другого не оставалось. Вытер со лба испарину и пошёл. На КП «Елань» (93 км) мы пришли около 4 часов утра, ещё по темноте. Сутки как длится гонка! Отметились, поели, попили и двинулись дальше. Оставалось 12км. Я давно уже перестал обращать внимание на слёзы, которые периодически текли от боли в ногах. Каждый шаг – внутренний крик! Каждый шаг – сжатые зубы! Каждый шаг – мысль о том, что дальше снова будет шаг! Иногда я даже начинал смеяться от боли. Просто мне надоедало сжимать зубы и, я смеялся. Плакал и смеялся. Пошли поля, беги не хочу! Я попытался. Чуть не разорвало от смеха. От боли, от картины, которую представил себе – если бы видел себя со стороны. Мне было так больно, что иногда я даже переставал думать об этом. Привыкал, наверное, и хотел переключиться на что-то другое. Я просил Бога на время убрать боль, хотя бы на пару минут. Боль была со мной почти 6 часов, в т.ч. нестерпимая боль больше 3 часов. Но я ни разу за всё время гонки не пожалел о том, что решился на это. Я ни разу не подумал о том, чтобы сойти (да и сходить-то было некуда). Я лишь цементировал в голове список совершённых ошибок, анализировал их и думал об их недопущении в будущем.

Финишировали мы втроём, как и шли. Ребята меня ждали и терпели мою черепашью скорость. Итоговое время 26 часов 47 минут. 23-й в абсолютном зачёте из 45 стартовавших. На финише дали медаль (УРА!), бутылку крафтового пива.

Эмоций ноль. Внутри пустота. Ни улыбаться, ни плакать, ни страдать я уже не мог. Всё оставил на дистанции. Когда в палатке снял кроссовки (минут 10 снимал), то на мгновение потерял сознание от увиденного. Но решил повременить, т.к. ещё не всё закончил. Разделся, помазал все стёртые места декспантенолом. Ноги трогать не стал, лишь надел сухие носки, чтобы минимизировать касание во сне. Финишировал в воскресенье утром, до среды с трудом ходил. В воскресенье пробежал полумарафон «Июльская жара» в Красноярске за 1:48. Не на результат, просто в удовольствие.

В следующем году я планирую снова бежать 105 км. И на этот раз я хочу выбежать из 20 часов. Я учту ошибки и результат обязательно меня порадует!

Чем я остался доволен:

- Я питался по плану, поедая гели и батончики каждый час, не смотря ни на что;

- Меня не подвёл живот, хотя я ел и пил всё, что давали на пунктах. И даже борщ в сочетании с апельсинами не преподнесли сюрпризов;

- Мне очень понравились треккинговые палки, без них не представляю гонки;

- Я смог двигаться больше суток без сна и отдыха;

- Я оказался психологически и физически готов к гонке;

- ЛЮДИ. Я в очередной раз убедился, что среди увлекающихся бегом на выносливость плохих людей не бывает. Я не встречал! Все, с кем я пересекался во время гонки, были в высшей степени ЛЮДЬМИ.

Ошибки, необходимо исправить:

- Гидратор. На ультра-трейл нельзя выходить с гидратором. Его наполнение во время гонки отнимает очень много времени и крайне неудобно. Бежать нужно только с мягкими бутылками по 0,5-0,7 л., вставляя их в лямки рюкзака спереди. Своим рюкзаком я доволен, но только если его рассматривать отдельно от гидратора. Сам рюкзак  за всю гонку мне ничего не натёр и я его вообще не замечал. Хотя весил он не мало.

- Кроссовки. Salomon Speedcross хорошие кроссовки, но не для гонок 100км. Они плохо себя показали при частых бродах, сырости, грязи. Е дышат, ноги в них просто сгорели.

- Часы «Polar V800» сели через 21 час. А заявлена работа в режиме эконом GPS до 30 часов. Меня это совершенно не устраивает. Мне нужны часы, способные писать трек не менее 30 часов.

- Гамаши. На кроссовки необходимо надевать гамаши. Они защитят от мелких камней, мусора, грязи.

- Носки. Они должны быть специальными для трейла. Они должны быть технологичными и дорогими. С собой должна быть запасная пара в герметичной упаковке.

- Необходимо тренировать подъёмы и спуски. Нужно быстро подниматься (не бегом), и быстро бежать вниз. Очень быстро!

- Следует бежать всегда, когда для этого есть хоть малейшая возможность.

- Очень важно хорошо обработать себя вазелином перед гонкой. Ноги промазать на несколько раз вечером накануне гонки. Утром все остальные части тела (подверженные натиранию). С собой на гонку взять мазь типа бепантен, декспантенол, т.к. при возникновении натёртостей вазелин уже малоэффективен.

- Меньше жалеть себя во время гонки. Прислушиваться к организму, быть готовым остановиться при возникновении опасности для жизни, но не нужно ждать, что дальше будет легче. Будет только тяжелей.

Отчёт получился большим, с большим количеством букв, но я надеюсь, что хотя бы одному человеку он будет полезным. Я знаю людей, которые боятся идти на сотку, хотя физически готовы к ней гораздо лучше меня. И я знаю людей, которые хотят, но боятся. Ультра-трейл 100 км возможно преодолеть при грамотной физической подготовке, правильном подборе экипировки и соответствующем психологическом настрое.

Я рад, что решился на 105 км, а не ограничился 55 км! Ведь только после 70 км я в полной мере ощутил все прелести ультра-трейла и смог ощутить результаты совершённых ошибок. Такая мелочь, как носки (я думал, что это мелочь) стали для меня источником невыносимой боли и сказались на результате гонки.

Большое спасибо организаторам гонки за этот праздник, за подаренные эмоции и красоту Горного Алтая!